Previous Entry Share Next Entry
Водительские права в Норвегии
dallord
Без машины вполне можно обойтись, например, в Осло, но чем ближе к дикой природе, тем меньше возможности добраться до развлечений на общественном транспорте. Под развлечениями я понимаю горы, разумеется. На крайний случай, море.

Спустя три года проживания в Норвегии, я решилась на эту дорогостоящую авантюру.
Норвегия - самая безопасная и экологичная страна в плане дорожного движения. За прошлый год на дорогах Норвегии погибло 137 человек, включая пассажиров. Немалую роль в этой статистике играет процесс обучения вождению (а еще низкая плотность населения).



Любую информацию, касающуюся дорожного движения, ситуации на дорогах, зарегистрированных автомобилей, а также информацию о состоянии собственных прав, автомобиля, течении обучения можно получить на этом сайте.
Здесь есть всё о школах вождения. У каждой школы есть страница, где регистрируют ученика, и ведется его успеваемость. Также можно посмотреть цены.
В Нарвике и окрестностях аж шесть школ. Я училась в Narvik Sjåførskole.

Прежде чем начинать обучение, нужно подать заявление на получение прав. Все действия отображаются на личной странице на сайте vegvesen.

Первым делом надо сдать теорию (сделать это можно в любой момент до практического экзамена). Для лиц младше 25-ти лет подразумевается теоретический курс (grunnkurs). Типа если тебе нет 25-ти, то самостоятельно ты выучить теорию не можешь.

Важный момент, что прохождение теоретического курса не требуется для тех людей, которые уже имеют права другой страны, но не могут просто поменять их на норвежские. Этого никто не знает. Мне пришлось доказывать это всем в начале моего обучения (а потом мне еще и потрепали нервы в конце).

Общая книжка с правилами называется Veien til Førerkortet. Примеров теоретического экзамена там, как в российских аналогах, нет. Зато много бла-бла про безопасность и экологию.
Сайт с примером экзамена называется teoritentamen.no. Он платный, но полезный. Там есть и вся теория, и сложные тесты. Они сложнее, чем в реальности.
В теоретическом экзамене 45 вопросов. Можно сделать 7 ошибок. В процессе сдачи можно переключаться на английский язык.
Теория рассчитана на норвежские реалии. Много вопросов про плохие погодные условия, темноту, животных, туннели. Про ответственность, первую помощь и даже технические характеристики автомобиля.

Минимального количества практических уроков нет.
Я, несмотря на наличие российских прав и двух лет практики, училась многим вещам заново. Например, я никогда не ездила по неровному ландшафту, или по извилистой дороге, или в туннелях, или перед грузовиками (об удобстве которых тоже нужно помнить!), или четыре часа подряд, или с ограниченной естественными препятствиями видимостью.
Наибольшую опасность, наверное, все-таки представляют собой внезапные съезды с извилистых дорог. Потом уже погодные условия. А потом уже животные и темнота.
Положительные стороны в том, что в округе нет многополосных дорог и, соответственно, автострад. Дороги, в целом, хорошие. Нет дворов с неубранным снегом (застревают, конечно, в снегопады, и в горку сложно (или невозможно) подняться по льду, но это очень временно).

Помимо обычных практических уроков вождения, есть еще много дополнительных обязательных курсов. Всё обучение разбито на четыре стадии. Первая - теоретический курс. Вторая - вождение в пределах города. Третья - вождение за городом. И четвертая - безопасность и риски на дороге.

В первую стадию также входит теоретический курс первой помощи. Там всё как обычно, как все проходили.
И еще вождение в темноте - mørkekjøring. У нас тут полярная ночь, так что важно знать, как использовать дальний свет, как далеко видно или не видно людей и так далее. Этот курс делится на теорию и практику. На практике за рулем находится инструктор. Две машины, четыре ученика, и два инструктора устраивают разные забавные ситуации (как внезапное бросание под машину, например).

В третью стадию входит вождение на площадке по льду - glattkjøring. Это не такая площадка, как в России (в Норвегии нет смысла искусственно тренировать старт в горку - тут одна сплошная горка). Там уже персонально нарезаешь круги по площадке, практикуешь резкое торможение и повороты с ABS/EPS и без них, сравниваешь тормозной путь в зависимости от скорости, и сбиваешь выскакивающих пешеходов и лосей.

Последняя стадия - 13 часов курса безопасности на дороге - sikkerhetskurs på vei. В нем 4 часа теории и 9 практики. Практика - это сначала 5 вводных часов катания по округе двух машин с обгонами друг друга и разбором всяких опасных ситуаций.
В следующие 4 часа надо было по карте заехать в несколько мест. Самостоятельно выбрать маршрут и уложиться в указанное время. Заехать во все необходимые места за ограниченное время, по-моему, невозможно. Я и в половину не заехала. Но это и не обязательно.

Между стадиями проводятся небольшие проверки, когда едешь без комментариев инструктора. Потом разбираются ошибки.

Перед экзаменом еще проводится небольшой курс по осмотру автомобиля. Как проверить масло, давление в шинах, тормоза, работу руля и прочего. Обещали, что на экзамене будут спрашивать. Но не спрашивали.

Экзамен занимает 75 минут. Но на деле я каталась 45 минут. Мы сделали кружок по городу, а затем поехали за город. 15 минут в одну сторону, разворот, и обратно. Парковка. Ничего особенного и сложного. Сдала без замечаний. Не знаю, что там придумывают, что некоторых заваливают.

Но, прямо в день экзамена за час до него мне сообщили, что экзамена у меня не будет, потому что я по какой-то неизвестной причине не проходила grunnkurs. Удивительно, правда? Как же они могли такое допустить?
Я, после очередного тыканья инструктора носом в правила, села в машину и мы поехали разбираться. Справедливость восторжествовала в очередной раз. Хорошо, что я взяла дополнительный час вождения перед экзаменом, а то не знаю, когда бы мне сообщили "новость".

Так что теперь я счастливый обладатель европейских водительских прав до 2032 года. И дыры в бюджете


?

Log in